Купили стиральную машинку и тут же передумали, пожалели, что выбрали конкретную торговую марку или цвет? Решили сделать возврат стиральной машины, но в магазине получили категорический отказ, потому что сдать без объяснения причин или если не подошел размер не так просто. В такой ситуации закон на стороне продавца и вернуть обратно можно только по договоренности сторон.
Требования нормативных актов
ФЗ «О защите прав потребителей» предусматривает возврат технически сложного товара только в тех случаях, когда он оказался неисправным или некачественным. Нельзя отдать обратно крупногабаритную технику или стиральную машину, если она не понравилась или не подошли габариты, цвет или форма.
Немного иная ситуация с дистанционными продажами. Продавать участников онлайн-рынка обязывают по правилам, прописанным в Постановлении Правительства № 2463. Сдать стиральную машину можно на протяжении 7 дней после получения.
Однако на момент возврата она должна быть полностью исправной, не иметь следов эксплуатации, с наклейками, ярлыками и даже элементами упаковки. Ведь стиралка возвращается фактически без пояснения причины.
Обязательно надо проверить все сопутствующие документы, от квитанции до гарантийного талона, они все должны быть в наличии. Если продавец утаил какую-либо информацию о товаре, что удалось установить после получения, то срок возврата – в течение 14 дней после покупки.
Это правило также распространяется на розничную торговлю. Например, продавец не рассказал, какой функционал у той или иной модели, смолчал о характеристиках и правилах эксплуатации, подключения. Хотя доказать все это довольно сложно, скорее всего, придется привлекать адвоката.
В случае с интернет-магазином, если покупатель нигде не поставил свою подпись в получении, то вернуть исправную машинку он может на протяжении 30 дней.
Брак и неисправности
С непонравившимся товаром все действительно сложно, но если он не соответствует заявленному качеству, имеет явные дефекты, вернуть его намного проще. На это отводится 14 дней, течение которых начинается с момента покупки. С 15 дня можно требовать лишь ремонта, возврат возможен только в исключительных случаях.
Что можно требовать
Если потребитель выявил дефекты или производственный брак в стиральной машинке, то он вправе требовать от продавца:
- Полного возврата уплаченных денежных средств на протяжении 10 дней с момента возврата.
- Замены бракованной техники на аналогичную надлежащего качества, и сделать это магазин должен в течение 1 месяца.
- Требовать проведения ремонта стиральной машинки и только за счет продавца.
В последнем случае покупатель может провести ремонт стиральной машины за свой счет, но с дальнейшим взысканием этой суммы с торговой точки.
Закон не запрещает просить скидку, размер которой должен соизмеряться с выявленным браком.
Как обратиться
Лучше всего обращаться в любой магазин, независимо от бренда и степени доверия к нему, в письменной форме. Это гарантия того, что требования будут рассмотрены и поступит реакция на обращение.
К заявлению следует приложить копии всех документов, включая квитанцию об оплате, гарантийный документ. Одновременно с этим без чека тоже можно вернуть стиральный агрегат.
Отсутствие этого документа (чека) не является поводом отказаться от своих требований. Подтвердить факт совершения покупки стиральной машины могут свидетели, та же транспортная компания. От магазина можно потребовать записи с камер видеонаблюдения.
Как сдать товар
Если самостоятельно привезли товар, то обязательно надо присутствовать при составлении акта приема-передачи. Документ должен содержать полную информацию о стиральной машине, его серийный номер, марку, производителя, год выпуска.
Акт должен обязательно содержать описание дефектов, брака. Если ей пользовались, то когда и при каких условиях произошла поломка. Все это надо указать, даже если машинка возвращается по гарантии.
Если поломка заметна только в процессе эксплуатации, то необходимо сделать фотофиксацию и приложить фотографии к заявлению.
Покупатель должен быть готов, что техника будет передана на экспертизу. Магазин попытается доказать, что поломка произошла по неосторожности потребителя, из-за его халатности. Если потребитель усомнится в результатах экспертизы, то у него есть право самостоятельно оплатить новую. Если наличие брака или дефекта будет действительно подтверждено, то магазину придется компенсировать эти затраты покупателю.
Когда возможна замена
Если продавец обратился в магазин на 15 день, то он может рассчитывать на полный возврат денег взамен ненадлежащего качества товара в следующих случаях:
- дефект настолько серьезный, что устранить его практически невозможно;
- срок ремонта по гарантии превысил 45 дней;
- машина не соответствует ТУ, ГОСТам;
- машинка подвергается ремонту слишком часто.
В последнем случае под словом «часто» подразумевается, что дома она работает не больше 30 дней в сумме за весь год.
Товары в кредит
Стиральная машина является довольно дорогостоящей покупкой, поэтому ее часто приобретают в кредит. Но никто не застрахован, что даже при таких обстоятельствах она окажется бракованной. До момента погашения кредита товар находится в залоге у банковского учреждения и является его собственностью. Поэтому каждое действие относительно предмета залога придется согласовывать с кредитодателем.
Даже если машина сломалась, ее удалось вернуть, как и деньги, договор по кредиту остается в силе. Первый вариант – сразу же расторгнуть договор с банком, чтобы не начислялись проценты, штрафы. Второй вариант – вернуть товар и досрочно погасить долг. Это можно сделать через 30 дней после покупки. Необходимо погасить кредит, представить справку об отсутствии задолженности по телу кредита и процентам из банка. Магазин уже будет возвращать деньги непосредственно потребителю на счет.
Третий вариант – замена на аналогичную стиральную машину. Банки на такое сразу соглашаются, так как ничего не теряют. Потребителю необходимо лишь уведомить кредитора о замене товара, последний внесет изменения в договор.
Главный плюс – если возврат стиральной машины ненадлежащего качества проводится по кредитному договору, то затраты на оформление несет магазин. Продавцу придется отдать не только основную сумму, то есть уплаченную непосредственно за стиральную машину, но и проценты, которые были уплачены покупателем за пользование кредитными средствами.
Магазин отказывает
Возможный вариант развития событий, если машина не стирает, имеет иные дефекты – продавец отказывает в приеме техники назад и не предлагает никаких путей решения проблемы. Правильно сразу же написать претензию, передать представителю магазина или отправить по почте, обязательно с уведомлением. Образец такого документа не предусмотрен нормативными документами, но он должен обязательно содержать следующую информацию:
- данные обеих сторон;
- дату покупки;
- характеристики стиральной машины;
- в чем проявляется брак, дефекты;
- требования к продавцу стиральной машины.
Не лишним будет указать, когда покупатель обращался, пускай даже в устной форме, какой ответ получил.
Если и претензия не помогала, то можно обратиться в головной офис. Например, если покупка была совершена в сетевом магазине. Если покупка совершалась за кредитные средства, то об этом также надо написать.
Покупатель также имеет право на непосредственное обращение к производителю или импортеру.
Следующий шаг, как вернуть стиральную машину в магазин, если предыдущие действия не дали никаких результатов, – написать жалобу в Роспотребнадзор (региональное отделение). Помочь в решении конфликта также может общество защиты прав потребителей. В самом крайнем случае придется обращаться в суд.
Заключение
Вернуть стиральную машину по закону в течение 14 дней, если она не подошла по размеру, цвету или другим параметрам, но не имеет брака или дефектов, нельзя. Хотя стоит все же обратиться в магазин и попытаться договориться.
Фирменные магазины обычно не идут на конфликт, им проще провести обмен или даже вернуть деньги. Однако потребителю придется привезти товар за свой счет в магазин, где он купил стиральную машину.
Исключением из этого правила является ситуация, при которой продавец умолчал или предоставил информацию о стиральной машине не в полной мере. В этом случае закон оставляет право за покупателем отказаться от сделки в разумный срок (ст. 12 ЗОЗПП).
Рассмотрим, можно ли вернуть стиральную машину, если она бракованная. В данном случае, конечно, да. Именно из-за дефектов можно осуществить возврат на протяжении гарантийного срока. В среднем он равняется 2 годам. Весь процесс может затянуться на некоторое время, потребуются экспертизы.
Независимо от того, сколько это займет времени, все же лучше вернуть некачественный товар, чем просто выбросить. Подходить к составлению заявления и претензии также следует серьезно, при возможности рекомендуется привлечь юриста. В крайнем случае можно обратиться в общественную организацию, где подскажут, как надо действовать и составлять обращение.