Практически каждый сталкивался с покупкой нового смартфона. Но телефон может оказаться в итоге как надлежащего качества, так и бракованным. Тем не менее, даже будучи без технических проблем, можно осуществить его возврат, если он не понравился. Далее рассмотрим подробно, как вернуть телефон в магазин, а также пошагово разберем возврат денег в течение 14 дней после покупки согласно закону в 2022 году. Это поможет действовать в правовых рамках.
Можно ли вернуть телефон в магазин
Согласно нормам права, — можно. Данную возможность для любого гражданина закрепляет закон о защите прав потребителей. А вот примет ли продавец возврат, — уже зависит напрямую от причины и срока, через который он делается.
Давайте рассмотрим основные причины вернуть телефон:
- Покупателю продали бракованный или дефектный гаджет. Ведь не всегда можно сразу выявить проблемы в магазине или при получении на почте.
- Телефон вышел из строя. Другими словами, смартфон нормально работает какое-то время после покупки, а затем выходит из строя.
- Возможно, что товар не соответствует описанию. Если телефон был куплен или пришел по почте отличающийся по характеристикам или функционалу, оговоренными магазином.
- Если телефон не подошел или разонравился. Это тоже нормальная причина для возврата по закону. Например, вы купили новенький мобильный и поняли, что пользоваться им неприятно: цвет раздражает, размер не подходит, не нравится форма — причина может быть любой.
Далее разберем каждый из описанных случаев.
В Российской Федерации закон о защите прав потребителей определяет, что вернуть телефон ненадлежащего качества можно в течение 14 дней с момента его покупки в магазине. Особых проблем с этим при возврате не возникает.
Как правило, сложности могут возникнуть, когда проходят две недели после покупки телефона. В подобном случае продавцы предложат гарантийный ремонт, но вы также можете потребовать осуществить возврат денег за устройство, если:
- в приобретенном ранее телефоне обнаружился существенный недостаток, который не удается устранить гарантийным ремонтом, или расходы на подобный ремонт сопоставимы со стоимостью всего гаджета.
- были нарушены сроки гарантийного ремонта.
Отметим, что согласно закону, ремонт телефона по гарантии не должен длиться более 45 дней. Здесь неважно, ожидают мастера деталей или элементарно долго ремонтируют. Причины не имеют значения.
Также подчеркнем, что если телефон забрали на гарантийный ремонт, то продавец обязан в течение 3 дней предоставить вам временную замену: другой телефон с подобными свойствами и функциями. Им можно будет пользоваться, пока не вернут отремонтированное устройство, которое исправно работает, обратно.
Особенности
Далее рассмотрим самый спорный и очень распространенный вариант: можно ли вернуть телефон, если не понравился. Согласно официальному тексту ЗоЗПП, возврату подлежат только устройства, которые не являются технически сложными.
Иными словами, покупатель вполне может вернуть продавцу обычный кнопочный телефон в течение 14 дней, а вот смартфоны c сенсорным экраном уже попадают в категорию технических сложных устройств. И если устройство надлежащего качества (без недостатков), то скорее всего в магазине откажут в возврате и по факту продавцы будут правы.
Тем не менее, в последние годы крупные сетевые гипермаркеты электроники дают 14 дней, в течение которых покупатель может проверять сложный бытовой товар и вернуть его, если он не подошел или разонравился.
Но при этом должен быть сохранен его товарный вид. Должны присутствовать защитные пленки, ярлыки, этикетки, заводская упаковка. Не должно быть следов эксплуатации. Но еще раз отметим, что в данном случае возврат технически сложных устройств осуществляется на усмотрение продавца.
В иных случаях можно попробовать договориться с продавцом телефона, найти в смартфоне дефекты, несоответствие характеристикам, заявленным при покупке, или сослаться на неполную инструкцию. Но тут уже возможность возврата будет зависеть от навыков дипломатии покупателя. На закон о защите прав потребителей в подобной ситуации сослаться не получится.
Стоит отметить, что при возврате телефона, который был приобретен в кредит или в рассрочку, у покупателя те же права, но с той лишь разницей, что продавцом будут возвращены только деньги, которые уже были уплачены магазину, с вычетом процента за предоставление кредита.
Как вернуть девайс в интернет-магазин
Необходимо подчеркнуть, что список технически сложных товаров не распространяется на онлайн-покупки. Как следствие, вернуть телефон в интернет-магазин можно без объяснения причин, а закон позволяет сделать это в течение 7 дней со дня получения товара.
Здесь основное, чтобы девайс не имел следов эксплуатации.
Отсутствие пленок, наклеек, сопровождающих товар из комплекта, инструкции, а также наличие любых следов эксплуатации будет причиной для отказа. Этого нельзя забывать.
Как сдать телефон обратно и вернуть деньги
Если на руках смартфон, который соответствует одному из вышеперечисленных вариантов, согласно которому его можно вернуть и забрать деньги, то сделать возврат будет несложно. Прежде всего необходимо:
- Упаковать купленный телефон и взять его с собой вместе с чеком, подтверждающим факт покупки. Также будет необходим паспорт. Право на возврат действует даже без чека, но тогда процесс будет более сложным. Потребуется свидетель, который подтвердит факт покупки телефона в данном магазине.
- Подойти к продавцу или на кассу, подробно объяснить на месте возникшую проблему, указав на дефект телефона.
- Написать претензию на возврат денег за телефон можно не только с чеком. Претензия на возврат пишется в двух экземплярах, один из которых необходимо взять себе. На каждом должна стоять подпись сотрудника магазина, подтверждающая факт вашего обращения.
- Сотрудники торговой точки предложат заполнить акт приема-передачи мобильного телефона, где необходимо отметить его общее состояние, неисправности, наличие любых дефектов или их отсутствие.
- Затем нужно ждать решения администрации магазина, готовы ли они вернуть деньги. Результат могут огласить сразу, либо не позже 10 дней с момента обращения.
Руководство магазина может без причины усомниться в том, что телефон попал к покупателю в руки уже проблемным и отправить девайс на экспертизу, которая должна пройти в течение 10 дней. Это максимально допустимый срок по закону в 2022 году.
Тонкости
Не все этим пользуются, но покупатель имеет полное право присутствовать на экспертизе лично — продавец обязан уведомить о точном месте и времени ее проведения. От результатов экспертизы будет зависеть, получится ли вернуть телефон обратно в магазин или нет.
Зачастую попадаются наглые продавцы, которые отказываются возвращать деньги, несмотря на то, что все факты свидетельствуют против них. В таком случае необходимо обратиться в Роспотребнадзор и подать судебный иск.
Дополнительным подспорьем будет наличие видео, на котором зафиксирован процесс передачи продавцу претензии на возврат денег. Согласно судебной практике, редко, когда подобная запись остается без внимания соответствующего ведомства.
Типовой образец претензии на возврат телефона представлен ниже.
Скачать бланк типового заявления можно по ссылке.
В заключение
Закон о защите прав потребителей четко и понятно определяет, как вернуть смартфон в магазин, даже если он не понравился. И если выполнять эти требования поэтапно, согласно инструкции выше, то возврат пройдет без проблем.
Стоит обратить внимание, что в спорных ситуациях дело до суда, как правило, не доходит. Это происходит не без причины. Все от того, что магазинам не хочется иметь дел с юридически грамотными клиентами, четко понимающими свои права. В таких случаях крупной торговой точке проще вернуть деньги.